История Кипра
На протяжении многих тысячелетий в Средиземноморье расцветали и угасали города и империи, вспыхивали войны и мигрировали народы. Кипр из-за своего геополитического положения всегда оказывался в гуще этих событий. Находясь на пересечении основных торговых путей между Европой, Азией и Африкой остров постоянно подвергался нападениям. Финикийцы, ассирийцы, персы, римляне, византийцы, крестоносцы-латиняне, венецианцы, турки, британцы — завоеватели сменяли друг друга: правление одних было недолгим, другие властвовали столетиями. Однако стоит отметить, что первоначальная, принесенная греками цивилизация не утратила своих ведущих позиций и по сей день. Итак обо всем по порядку:
Древнейшая история Кипра.
Самые первые признаки цивилизации, найденные на острове в ходе археологических раскопок относятся к эпохе неолита (каменный век). Ярким примером этого периода кипрской истории могут служить остатки древних поселений Хирокития и Тента, которые находятся недалеко от города Лимассол. Таким образом, можно констатировать тот факт, что уже в 4 тысячелетии до нашей эры остров был заселен людьми.
Следующей вехой в развитии цивилизации на Кипре стал медный век. Именно к этому периоду относят появление так называемого Помосского Идола (фигурки человека с распростертыми руками). Именно изображение этой статуэтки Вы найдете на обратной стороне монет достоинством в €1 и €2, отчеканенных на Кипре. В бронзовом веке остров заселяется минойцами, которые и начали добывать медь, а затем и финикийцами. Отмечается появление греческого языка и письменности. Примерно в VII - VI вв до н.э. на Кипре уже появляются 10 городов-государств. Влияние критской и греческих культур постепенно становится определяющим в дальнейшем развитии острова.
Античность.
Период античности на Кипре ознаменован практически непрекращающимися войнами. Сначала остров входит в состав Персидского царства (526 год до н.э), затем захватывается греками (449 год до н.э.), затем снова переходит во владение персов (380 год до н.э.). В 321 году до н.э. в результате похода Александра Македонского Кипр присоединен к эллинистическому Египту. В 58 году до н.э. остров становится римской провинцией.
Данная эпоха характеризуется ломкой этнической, политической и религиозной замкнутости, возникновением новых форм государственности, расширением масштабов экономических связей, углублением процесса социальной дифференциации. Всё это повлекло за собой большую зависимость от внешнего мира, утрату определенной политической самобытности острова. Также как и в прошлые века, Кипр остался основным поставщиком меди, серебра, зерна и древесины, а также центром морской торговли и кораблестроения. Чтобы облегчить связь между птолемеевским Египтом и Кипром, столица острова была перенесена из Саламина в Пафос.
Известный также своим храмом Афродиты, Пафос стал одновременно и религиозным центром острова. Несмотря на продолжавшееся долгое время соперничество из-за Кипра Птолемеев и Селевкидов, население острова жило в относительном спокойствии, что способствовало его общественному и культурному развитию. Широкие масштабы в это время приобрело градостроительство. Города строились с прямыми, пересекающимися под прямым углом улицами, ориентированными по сторонам света.
Многие постройки эллинистического Кипра были заменены позже римскими или пострадали от сильных землетрясений 15 г. до н.э. и 76-77 гг. н.э., но эпиграфические памятники подтверждают существование гимнасиев в Пафосе, Саламине, Китионе и Курионе. Известно также, что во II в. до н.э. в Курионе был построен театр. Остатки общественных сооружений имеются и в Идалионе. Все это позволяет предполагать наличие полисной организации, сочетавшейся с эллинистической монархией. Иными словами, киприоты, будучи подчинены царю, в то же время располагали значительным объемом прав во внутреннем самоуправлении.
Про уровень развития духовной жизни на острове свидетельствует вклад киприотов в развитие эллинистической культуры. Большой известностью в античном мире пользовался Эвдемос (IV в. до н.э.), друг Платона и Аристотеля. Его творчество способствовало утверждению этического принципа эвдемонизма, согласно которому счастье является высшей целью человеческой жизни. Среди мыслителей того времени можно назвать Зенона из Китиона (335-264 гг. до н.э.), основателя философской школы стоицизма.
Приоритет главной богини – Афродиты сохранялся в религиозной жизни киприотов. Она прославилась как Великая Матерь, дарующая земле плодородие и изобилие. Наряду с Афродитой почитались и другие боги греческого пантеона. Специфическим порождением эллинистической эпохи был культ Сераписа, божества, объединившего в себе черты Осириса и Зевса. Таким образом, Птолемеи пытались объединить греческих колонистов с местным египетским населением. Вместе с Исидой Серапис почитался и на Кипре, о чем свидетельствуют развалины храмового комплекса в Солы. Для острова также характерно существование династийного культа, в частности Арсинои – сестры и жены Птолемея II Филадельфа, которая часто идентифицировалась с Афродитой.
Византийский период в истории Кипра.
После распада Римской империи в 395 году остров переходит под власть Византии. В этот период значительно возрастает влияние церкви. В 46 н.э. была создана апостолическая кипрская церковь. Затем появились епископства в Кирионе и Ашиос Филоне. Распространение и укоренение христианства продолжалось здесь в течении трех столетий. На Эфесском соборе кипрская церковь была признана автокефальной. Период владычества Византийской империи продолжался почти 800 лет вплоть до захвата острова арабами в 688 году. Император Юстиниан II и халиф Абд аль-Малик сумели достичь беспрецедентного соглашения. Следующие 300 лет Кипр был под властью одновременно и Арабов и Византии в качестве кондоминиума, несмотря на постоянные материковые войны между двумя сторонами. Этот период длился вплоть до 965 года, когда возрождающаяся Византия окончательно не завоевала остров.
Однако уже в 1185 году на острове вспыхнуло восстание, организованное Исааком Комниным в попытке государственного переворота. Однако оно оказалось безуспешным и было подавлено. Комнин сумел удержать лишь контроль на островом. Действия Византии против Комнина потерпели неудачу.
Кипр под властью крестоносцев.
В 1191 году Ричард Львиное Сердце во время 3-го Крестового похода высаживается в Лимассоле и захватывает Кипр. Псоле разграбления острова он продает его Ги Де Лузиньяну, чья династия правит Кипром вплоть до 1489 года. Население острова подвергалось жестокому гнету, который усугублялся религиозными распрями (правители Кипра были католиками, население придерживалось восточно-христианской веры). Экономическая власть на острове все больше переходила в руки итальянских купцов, и в 1488 последняя кипрская королева, венецианка по происхождению, официально передала остров Венецианской республике. Но той не удалось надолго удержать его. В 1570–1571 г. Кипр был завоеван 80-тысячной турецкой армией.
Период османского владычества.
В 1571 году остров был окончательно захвачен Османской империей. В период трехсотлетнего турецкого господства облик острова существенно изменился. На Кипре размещался 30-тысячный гарнизон Османской империи, почти столько же турок были переселены на остров из Турции. Изменения в жизни острова, в связи с этими событиями можно свести к двум основным моментам. Во-первых, изменился этнический и религиозный состав кипрского общества. По переписи податного населения, осуществленной а 1572 г., на Кипре в результате военных действий осталось около 65 тыс. христиан, прежде всего приверженцев Греческой православной церкви, поэтому Порта предприняла ряд мер по принудительному переселению как мусульманских, так и немусульманских подданных из других провинций.
Османская империя установила на Кипре налоговую систему, такую же, что и в других завоёванных христианских областях. Христиане считались «зимми» («людьми Писания»), за которыми признавалось право на жизнь, однако же они были обязаны платить допольнительный налог — джизия. Такая организация способствовала широкому переходу местного населения в ислам. Многие греки-киприоты переходили в ислам только формально, тайно продолжая придерживаться христианства, однако в течение нескольких поколений они постепенно подверглись «отуречиванию».
Другой важной переменой в жизни киприотов стало повышение роли православной церкви. Подобное обстоятельство дало повод английскому дипломату Тернеру в 1815 г. утверждать, что фактически Кипром управляют архиепископ и подчиненные ему священники. С конца XVIII в. в среде немусульманского населения начало пробуждаться национальное самосознание и получила широкое распространение идея освобождения от «туркократии». Однако турецкие власти топили в крови любые проявления освободительного движения. Так, в 1821 г. султанский наместник не острове, Кючгак Метет, приказал повесить архиепископа Киприаноса, обезглавить трех епископов и несколько сотен кипрских аристократов, обвиняемых в участии в восстании.
Кипр как британская колония.
4 июня 1878 года остров перешёл под британское правление, в обмен на поддержку, оказанную Турции в русско-турецкой войне. Английская администрация сначала действовала очень осторожно, поскольку конвенция предполагала лишь временную оккупацию острова. В 1888 г. англичанами для Кипра по классической колониальной модели была разработана конституция. В соответствии с «конституцией» 1882 г., на Кипре устанавливалось ограниченное самоуправление обеих общин. Деятельность англичан принесла определенные результаты в экономической сфере. Была упразднена откупная система, упорядочено налогообложение, предприняты меры для улучшения положения крестьян, построены дороги, улучшено медицинское обслуживание (при власти турок остров был местом ссылки, так как считался самым неблагополучным для здоровья местом империи).
Окончательно остров был аннексирован в 1914 в ходе Первой мировой войны. Реальная власть на Кипре перешла в руки британского губернатора, был образован орган самоуправления — Законодательный Совет. В 1925 году Великобритания официально объявила Кипр своей коронной колонией (англ. Crown colony). Уже в 1931 году среди греческого населения вспыхивают беспорядки с требованием энозиса (объединения с Грецией), повлёкшие за собой смерть 6 человек, и поджог здания британской администрации в Никосии. В ходе подавления беспорядков арестованы 2 тыс. чел.
Во время Второй мировой войны кипрские добровольцы сражались в составе британских вооруженных сил. В условиях Второй мировой войны колониальные власти предпочли пойти на смягчение режима, и в 1943, впервые после 12 летнего перерыва, на Кипре прошли муниципальные выборы, на которых существенного успеха добились коммунисты из партии АКЕЛ. Надежды киприотов на обретение независимости в послевоенный период не оправдались, поскольку Британия по-прежнему рассматривала Кипр как важный стратегический плацдарм в Восточном Средиземноморье. После того как попытки мирного разрешения кипрского вопроса не дали результатов, в 1955 г, началась война за независимость, длившаяся вплоть до 1959 г.
Кипро-турецкий конфликт 1974 года.
Долгожданная независимость, приобретенная в 1960 году вопреки всем ожиданиям не принесла на многострадальный остров мирную жизнь. В декабре 1959 г. президентом Кипра был избран вернувшийся из ссылки Макариос III. Парламентские выборы в июле 1960 г. принесли победу его сторонникам, образовавшим Патриотический фронт. Вице-президентом острова стал турок-киприот Ф.Кучук. В 1963 г. на острове начались вооруженные столкновения между населяющими его общинами греков и турок.
В июле 1974 г. кипрской реакцией при поддержке афинской военной хунты, проводившей курс на «энозис» (присоединение Кипра к Греции), на острове была предпринята попытка государственного переворота. Под предлогом восстановления порядка и защиты турок-киприотов Турция ввела на остров свои войска, оккупировав около 37% его территории. Это привело к фактическому расколу Кипра на две обособленные части. Была дезорганизована экономика страны, полностью нарушены связи между общинами.