Монастырь Святого Николая
В первой половине IV века к юго-востоку от соленого озера, на полуострове Акротири по повелению царицы Елены был основан мужской монастырь в честь святителя Николая чудотворца. Позже он получил название «Гатон» («Кошачий») – за большое количество кошек, живущих на его территории и в окрестностях. Кошек же, по преданию, повелела завезти сюда царица Елена, в 327 году на обратном пути из Святой Земли остановившаяся в бухте полуострова и пораженная большим количеством здесь ядовитых змей.
Во время правления на острове англичан монастырь был закрыт и возрожден в 1960-е годы уже как женский. В нем всего лишь несколько сестер. Помимо традиционных послушаний, они ухаживают за кошками, которых в обители более ста: старых, больных и бездомных кошек сюда привозят со всего острова. В обители сохранился каменный храм XV века, главный вход в который украшен мозаичным образом святителя Николая.
Построенный в начале IV века монастырь Святого Николы Мирликийского, получивший славу приюта для котов, спасших Кипр от ядовитых змей, оспаривает титул древнейшего на остро¬ве у монастыря Святого Ираклидиса. Основание монастыря, как и история котов Святого Николы, связаны с именем Святой Елены. Средневековый историк Стефан Лузиньян в своей книге 1580 года утверждал, что одним из главных результатов кипрской одиссеи матери ви¬зантийского императора Константина стало присоединение Кипра к Антиохии - провинции Восточной Римской империи, и назначение патрикия Калокероса первым византийским правителем острова.
Всего через год Калокерос, по приказу императора Константина, владыки Восточного Рима, построил в деревушке Акротири монастырь Святого Николы. Отметив личную преданность, служебное рвение и незаурядные организаторские способности наместника, мать византийского императора, Святая Елена, именно Калокеросу поручила опеку над котами, которых она специально выписала из Египта и Малой Азии и отправила на Кипр. Магическое для язычников животное - кошка, ставшее у египтян символом Луны и всех ночных таинств, сопровождавшее лунную богиню Диану, помогавшую, как считали древние римляне, в родах беременным женщинам, было прекрасным охотником, способным спасти остров от страшной беды - катастрофического размножения ядовитых змей, которые сделали почти невозможным проживание людей в отдельных районах Кипра.
И сегодня змеи могут неожиданно для вас заявить о себе: высунуть шипящую головку из травы или просто «перейти через дорогу» перед вашей машиной, продирающейся по узеньким, извилистым шоссе высокогорной части Кипра. А тогда, во времена правления Калокероса, монахи, которым препоручил византийский наместник кишащий змеями Мыс Гата, где и был построен монастырь Святого Николы, предваряя будущие открытия славного физиолога И. Павлова, ста¬ли вырабатывать у подопечных котов условный рефлекс. По распоряжению византийского наместника, монахи давали в пищу котам только ядовитых змей, строго по часам созывая монастырским колоколом вверенную им сотню животных на трапезу. И «охотники» сбегались со всей округи, на практике доказывая, что голод — не тетка, а святой колокольный звон слышит не только Бог. Даже в средние века коты-змееловы были диковинкой, и в монастырь на Кипре отовсюду съезжались путешественники, чтобы посмотреть на котов, торжественно шествовавших на ужин под звон монастырского колокола. А сами монахи получили от наместника разрешение в День Святого Николы (6 декабря) ловить рыбу в соленом озере, что строго запрещалось другим жителям острова. Такой порядок сохранялся до 1200-х годов. А потом монастырь и его коты пережили много невзгод. Знаменательно, что мартиролог жертв турецкой оккупации 1570 года включает имена не только погибших людей, но и котов Святого Николы.
«Христовы невесты» получили монастырь в наследство от монахов-мужчин только в 1983 году, когда в не единожды разрушенную святую обитель пришли две монахини: Эльбида и Касиани. Начав с нуля, они не только отстроили новое монастырское здание, использовав камни древней обители, не только посадили и взрастили новые прекрасные сады, но и сделали небольшой монастырь местом паломничества многих христиан. А коты, как и прежде, чувствуют себя настоящими хозяевами обители и окрестностей, с честью неся свою «стражбу» и спасая людей от отвергнутых самим Богом змей.