Святилище Аполлона Гилата
Храм Аполлона Илатиса, расположенный в 2, 5 км от древнего города Курион, являлся одним из важнейших религиозных центров на Кипре, где Аполлон также воспевался как Илатис, что означает бог лесов.
Этот хорошо сохранившийся комплекс представляет собой типичный кипрский языческий храм. Здесь можно отчетливо выделить 3 периода строительства. Архаичные святилища относятся к 7 в до н.э., в то время как Птолемейские святилища относятся к 3 в. до н. э. и, наконец, Романские святилища датируются 1 в. н.э. В храме Аполлона Илатиса древнейшее Архаичное святилище заключает в себе еще одно, построенное гораздо позднее. Последнее датируется серединой – концом 1 столетия н. э. Комплекс включает в себя палестру, стоа или крытую колоннаду, сокровищницу, архаичный теменос (священное место), округлый монумент, внутренний двор и храм Аполлона.
На обширном пространстве раскинулись колоннады, чередующиеся с полуразрушенными стенами зданий и оград. Святилище это, самое значительное из сохранившихся на Кипре, возникло еще в VIII веке до н. э. Священный участок архаического времени состоял из двора, окруженного оградой, и небольшого помещения. Позже на этом месте было создано более обширное святилище, основные памятники которого относятся уже к римскому времени.
Две дороги ведут в святилище — с запада, от Пафоса, и с востока, от расположенного в двух километрах древнего города Куриона. Через западные ворота попадают теперь в святилище посетители, От самих ворот сохранились лишь базы фланкировавших их некогда колонн. Ворота ведут в обширный, неправильной формы мощеный двор, окруженный различными культовыми помещениями. Слева от ворот широкая, частично реставрированная лестница поднимается к так называемому северо-западному зданию, стоявшему на высокой платформе; оно плохо сохранилось, но можно проследить его внутреннее устройство: здание разделено по оси на два длинных помещения, в каждом из которых вдоль стен идут платформы, обрамленные колоннадой. На этих платформах, как полагают, размещались вотивные скульптуры, принесенные в дар богу.
Вдоль всей южной стороны двора тянется монументальный дорический портик, закрывающий фасад так называемого южного здания. Оно состоит из пяти одинаковых по внутреннему устройству изолированных помещений. В каждом из них вдоль стен устроены низкие платформы, сложенные из камня и обрамленные дорическими колоннадами. Сходство с «северо-западным зданием» заставляет предположить, что и эти помещения служили местом хранения вотивных даров. У входа в одно из них сохранилась надпись, возвещающая, что два помещения были сооружены императором Траяном в 101 году н. э. «Южное здание» частично реставрировано, восстановлена дорическая колоннада, состоящая из стройных гладкоствольных колонн, увенчанных небольшими капителями.
Бог Аполлон пользовался особым почитанием среди киприотов, и в течение веков в его святилище накопилось колоссальное количество приношений. По существовавшему во всем античном мире обычаю, жрецы время от времени производили чистку сокровищниц, чтобы освободить место для новых даров. Так как приношения божеству считались священными и их нельзя было просто выкидывать, их хоронили в специальных ямах — ботросах — на территории святилища. В святилище Аполлона также есть такая яма, находящаяся близ восточных ворот. В ней было найдено много терракот и ваз — от V века до н. э. до римского времени.
Близ ботроса, против «южного здания» начинается узкая улица, мощенная каменными плитами, ведущая к самому храму Аполлона. Слева ее ограждает невысокая стена, справа располагается «Дом жрецов». Небольшие комнаты этого здания примыкают к квадратному дворику, выходящему на улицу; по другую сторону этого дворика находятся помещения сокровищницы храма; стены этих зданий сохранились на довольно значительную высоту.
Двигаясь дальше на север по улице, ведущей к храму, посетитель должен был миновать ограду древнего, архаического святилища; при раскопках его было найдено много ваз и вотивных терракот VIII—V веков до н. э. Улица подводит прямо к подножию храма Аполлона, миниатюрные размеры которого странно дисгармонируют с внушительным комплексом всего святилища. В этом, несомненно, сказывается давняя кипрская традиция, по которой центром святилища являлся не храм, а находившийся на открытом воздухе алтарь, вокруг которого и совершались все религиозные церемонии. Такой алтарь существовал и в святилище Аполлона, но следов его не сохранилось. Мы знаем только, что этот алтарь высоко почитался киприотами. Греческий писатель 1 века н. э. Страбон рассказывает, что святотатца, дерзнувшего оскорбить алтарь хотя бы простым прикосновением к нему, ждала страшная казнь: его сбрасывали в море с высоких утесов, обрамляющих берег в районе святилища.
Сам храм Аполлона был построен по образцу римских храмов. Он стоял на высоком подиуме, к которому вела широкая лестница. Небольшой целле предшествовал четырехколонный портик. Теперь от здания сохранились лишь фундаменты.
Комплекс святилища Аполлона Гилата завершают два памятника, расположенные уже за пределами окружавшей его священной ограды, но тесно с ним связанные. У восточных, Курионских, ворот святилища, вплотную примыкая к монументальной лестнице, ведущей к воротам, возвышаются странные сдвоенные, как бы сросшиеся колонны, отмечающие угол обширного прямоугольного двора палестры — здания для гимнастических упражнений. Гимнастические игры в честь божества — характерный и широко распространенный в античной религии обычай. Палестры существовали при всех крупных святилищах Древней Греции. Палестра святилища Аполлона построена по обычному для подобных сооружений плану: центром ее является обширная открытая площадка прямоугольной формы, со всех четырех сторон окруженная дорической колоннадой. От большинства колонн сохранились лишь нижние части; они аналогичны колоннам святилища — гладкоствольные, небольшими, довольно плоскими капителями.
Уникальной особенностью этого здания являются уже упомянутые двойные угловые колонны. Их барабаны высечены из одного блока камня, с внутренней стороны стволы четко отделены один от другого, с внешней они сливаются, образуя округлый угол. С двух сторон палестру обрамляют помещения для отдыха и переодевания атлетов. Они сохранились довольно плохо: лишь местами поднимаются сложенные из мелких камней стены; особенно тщательно, из хорошо отесанных каменных плит сделаны притолоки прорезывающих их дверей и окон. В западной стене устроена ниша, в которой стояла статуя атлета, играющего в мяч, — видимо, именно эта игра была особенно здесь популярна. Статуя эта, найденная при раскопках, теперь хранится в музее, а ее место занял гипсовый слепок.
В северо-западном углу палестры, у подножия двойных колонн, стоит огромный каменный сосуд для воды чечевицеобразной формы, сохранившийся лишь наполовину. Вероятно, им пользовались атлеты для омовения после упражнений. Впрочем, они могли вымыться и более тщательно в банях, здание которых находилось против палестры, по другую сторону дороги, ведшей в святилище Аполлона из Куриона.
Здание бань, состоящее из ряда небольших помещений, от которых, как и от других зданий святилища, сохранились только фундаменты, отличается удивительно тщательно продуманной планировкой. Войдя через вестибюль в зал ожидания, посетитель терм попадал затем в помещение для раздевания, за которым следовал фригидарий с украшенным мозаикой бассейном для холодной воды; лишь пройдя через него, можно было попасть в помещение теплой бани — тепидарий, занимавший две комнаты, и, наконец, в кальдарий — горячую баню. К ней непосредственно примыкало помещение с печью, откуда теплый воздух распространялся по зданию под полами и по трубам, проложенным в стенах.
Весь комплекс святилища Аполлона свой окончательный вид принял во времена императора Траяна, около 100 года н. э., судя по сохранившимся надписям. Святилище было разрушено во время сильного землетрясения в 364/365 г. н.э., а затем в нем поселились древние скотоводы. Некоторые разрушенные здания были восстановлены.
Адрес: Курион, Лимассол
Часы работы: ежедневно: 08:00 – 17:00 (ноябрь – март), 08:00 – 18:00 (апрель – мо0й), (сентябрь – октябрь), 08:00 – 19:30 (июнь – август).
Период работы: круглый год