Дом Диониса, дом Тесея - мозаики Пафоса
В 1980 г. под номером 79 в список Всемирного наследия ЮНЕСКО был включен город Пафос согласно III и VI культурным критериям. Мозаики Неа Пафоса, датируемые III-IV вв. н.э., чрезвычайно редки и одни из лучших в мире — это мозаики от эллинистических до византийских времен.
Одним из самых значительных памятников мировой культуры в Неа Пафосе признан Дом Диониса. Обширный комплекс городской виллы, датированный III в. н.э., был построен на фундаменте развалин I в. и занимал по площади 2000 кв. м., четвертая часть которой покрыта мозаичными полами, запечатлевшими в ярких красках мифологические сюжеты античного мира. Комнаты дома названы по сюжетам сохранившихся в них мозаик: комната Нарцисса, в которой изображен миф о Нарциссе — прекрасном юноше, влюбленном в себя, известном также в греческой мифологии под именами Гиацинт, Антей или Дионис, и полюбившей его нимфе Эхо, зал Времена Года: в центре мозаичного полотна образ женщины, олицетворяющей природу. Ее окружают персонифицированные времена года: Осень, увенчанная короной из золотисто-красных листьев, Весна, украшенная цветами, Лето — спелыми колосьями, и седая Зима с серо-белой бородой. Пространство между временами года заполняют изображения животных, птиц, корзина с фруктами и растения. Всю мозаику, разделенную на девять квадратов, обрамляет кубический орнамент. Благодаря меняющимся наклонам, форме, игре света и тени, умелому выбору естественной окраски камней художником была создана иллюзия трехмерного пространства, движения и ощущения времени. Надпись при входе в зал гласит: «И ты», а при выходе: «Здравствуй!».
Самый большой зал занимает композиция, посвященная теме сбора винограда. В центре бог Дионис — покровитель виноградарства и виноделия. В честь успешного завершения похода в Индию мозаика получила название «Триумф Диониса».
Сюжеты большинства мозаик — древние мифы: «Фисби и Пирам», «Пеней, Аполлон и Дафна», «Посейдон и Амимона», «Ипполит и Федра». По силе художественного исполнения, цветовому решению, образности одной из лучших в Доме Диониса считается мозаика «Ганимед и орел». Сын короля Трои Ганимед был самым красивым юношей из всех смертных. Его похитил Зевс, приняв облик орла, и унёс на Олимп, где боги сделали Ганимеда виночерпием. Так на небе появилось еще одно созвездие — Водолей. На сравнительно ограниченном пространстве художник создал выра¬зительный и емкий образ орла с распростертыми крыльями, свободно парящего со своей ношей в воздухе. Ни крылья орла, ни ноги Ганимеда не касаются земли, что создает реальную иллюзию полёта.
Три портика центрального дворика Дома Диониса украшены целой серией живописных мозаик, посвященных сценам охоты и сбора винограда. Череда ярких образов охотников сменяется фигурами животных - дикая лошадь с разбитой головой, муфлоны, спасающиеся бегством, бешеный бык, леопард, с лошадиной головой в пасти. Все картины охоты насыщены реальностью происходящего, драматизмом и агонией.
Сцены сбора винограда наполнены лиричными деталями, светлыми и нежными красками, от которых веет любовью к мирной природе. Позже мотив виноградной лозы и птиц, клюющих сочные ягоды, войдет неотъемлемым элементом в иконографию, обогатит фресковую живопись и украсит резьбу иконостасов.
Изобретательность и мастерство древних художников проявились и в создании сложного геометрического орнамента. Треугольники и квадраты, кресты и звезды, круги и ромбы — вот далеко не полный перечень разнообразных комбинаций этих фигур, поражающих творческой фантазией воображение и содержащих оригинальное символическое осмысление идей мироздания, небесного единства и циклического движения.
К мозаике высочайшего класса относятся и напольные картины Дома Тесея, получившего свое название от великолепно сохранившейся до наших дней мозаики, изображающей Тесея, Ариадну и Минотавра. На мозаике в центре круглого лабиринта — Тесей, у его ног — Минотавр, над которым занесен острый меч, справа — остров Крит, слева — Ариадна, ниже — лабиринт, который, как и Крит, персонифицирован. Имена всех действующих лиц написаны заглавными греческими буквами. На сегодня эта мозаика по манере исполнения и богатству красок считается лучшей из всех обнаруженных пока на Кипре. Не менее выразителен и другой сюжет, повествующий о рождении Ахилла. На мозаичной картине богиня Фетида и смертный царь Пелей восседают на троне. Кормилица держит младенца Ахилла, готовясь окунуть его в чашу бессмертия. За троном три богини человеческой судьбы - Клото, прядущая нить жизни, Лахесис, помогающая преодолевать все превратности судьбы, и Атропа, или неотвратимая, обрывающая нить земной жизни. Все они присутствуют здесь, чтобы определить будущее Ахилла. Эта мозаика содержит ряд иконографических деталей, которые до этого момента не были известны в древнем искусстве, но затем прочно вошли в библейский сюжет Рождества Христова.
Дом Тесея — огромное сооружение, состоявшее из ста комнат, расположенных вокруг большого внутреннего двора. Вероятней всего, он был не частным строением, как Дом Диониса, а общественным зданием, возможно, резиденцией римского наместника Кипра.
Дом Орфея знаменит своими уникальными мозаичными панелями, воспроизводящими Орфея в окружении диких зверей, Геркулеса и льва Нимфея и воинствующую Амазонку с лошадью.
Не менее эффектными и иконографичными считаются мозаики Дома Иона, датируемые приблизительно серединой IV столетия. Просторный зал, увенчанный апсидой, украшен шестью мифологическими сюжетами, среди которых «Рождество Диониса», «Леда и Лебедь», «Аполлон и Марс». С художественной точки зрения все они выполнены истинными мастерами мозаичного искусства.