Палеа Энклестра (пещерная церковь)
Около деревни Куклия, недалеко от Пафоса, где-то на полпути к деревне Архимандрита, слева есть крутой спуск к церкви Равноапостольных Константина и Елены. Напротив, в скалистом овраге, скрытая от посторонних глаз пышной зеленью, приютилась маленькая расписная пещера-часовня — Палеа Энклестра.
Внутреннее пространство этого древнего храма небольшое. Слева у входа - арочная ниша, в ней, вероятно, и был погребен основатель этого уединенного жилища. Поражает обилие фресок. Их мягкие краски удивительно свежи и чисты: это говорит о том, что свечи зажигались в нем крайне редко.
Видимо, аскетическая жизнь в пещере закончилась со смертью ее основателя, и больше она не использовалась. Символический смысл росписей довольно необычен. Слева от входа длинноволосая обнаженная фигура святого Онуфрия с длинной до пояса седой бородой. Центр полукружья потолка заполнен сюжетом Святой Троицы в тройной ауре (запад¬ный вариант): Бог-Отец, Христос, между ними Книга, на которую спускается Святой Дух в образе голубя. Вокруг многочисленные хранители: ангелы, архангелы, серафимы и херувимы. Здесь и евангелисты, пишущие свои послания: Иоанн с Матфеем и Марк с Лукой. В нижней зоне - поясное изображение святой Анастасии, излечивающей от недугов и ядов, с традиционными символами: крестом и стеклянной колбой. И это естественно, ведь в диких и уединенных местах помощь врачевательницы часто была так необходима.
Растительный орнамент, деликатность исполнения, пастельные тона, мягкие линии, ниспадающие складки одежды подтверждают предположения исследователей, что росписи были выполнены в самом начале XV столетия. К сожалению, почти все лики на фресках повреждены варварской рукой тех, чьи религиозные воззрения были не совместимы с христианским искусством.