Музей в монастыре Св. Неофита
Монастырь Святого Неофита с целью защитить свои сокровища, а также чтобы сделать их открытыми для посетителей, под восточным крылом монастыря создал Музей, в котором демонстрируются значительные сокровища. Музей состоит из двух отделений: чисто церковного, в котором хранятся иконы, священные сосуды и духовные облачения с 12-го по 19-й века, и нецерковного, в котором представлены сосуды Геометрического (1050-750 гг. до н.э.) и Архаического (750 — 475 гг. до н.э.) периодов на Кипре.
Посетитель спускается в Музей по лестнице на северном краю восточного крыла, к западу от портика и входит в прихожую, где находится конторка хранителя музея. Здесь находятся иконы небольших размеров, в основном 19-го века. Только одна икона, Св. Девы на троне, держащей Христа на коленях, имеет большие размеры. Эта икона была сделана относительно недавно, в 1884 году.
Прихожая отделена от первой комнаты большой витриной, в которой помещены деревянный антиминс (передвижной алтарь) 1684 года, два Потира и два Дискоса 19-го века, три резных деревянных креста 19-го века, один из них наполовину разрушившийся, с серебряным основанием и серебряной оправой, небольшая деревянная шкатулка, украшенная цветной инкрустацией - в форме раки, два Потира и покрывающие их лоскуты с вышитыми на них крестами 19-го века, серебряные пряжки 18-го и 19-го веков и перламутровые пряжки различных форм и стилей, и русский Артофорион (рух).
В первой комнате Музея экспонируются некоторые из очень важных икон: 1) Иисус Христос Филантроп, вероятно работа художника Феодора Апсеуда, который сделал стенные росписи в келье и в алтаре скита в 1183 году. Изображение головы Христа, по-видимому, разрушилось и было обновлено в начале 16 века. 2) Дева Елеуса, работа художника Феодора Апсеуда, о чем свидетельствует ее стиль. Дева изображена по пояс, повернутой влево с руками, поднятыми в мольбе. Эти две иконы датируются последней четвертью 12-го века. Другие две иконы были сделаны позже. Замечательны две иконы в резной деревянной рамке. Они изображают Архангела Михаила и Гавриила и изначально, вероятнее всего, были наверху иконостаса главной церкви монастыря. Художественный стиль - тот же, что и на иконах "Великой Мольбы" на иконостасе и, следовательно, они относятся к одному и тому же периоду. Вероятнее всего, это работы художника Иосифа Хуриса, который сделал и иконы "Великой Мольбы" в 1544 г. Царские врата (размеры 150 х 94,5 см), которые вначале принадлежали к иконостасу, были сделаны в этот же период. На верхней части этих царских врат изображено Благовещение Пресвятой Девы и ниже, с левой стороны, Святой Григорий Богослов и Святой Иоанн Хрисостом и на правой стороне - Святой Василий и Святой Неофит. Икона Святого Неофита более древняя (размеры 126,5 х 62,6 см) и является даром монаха Неофита, которого описывают как нового основателя монастыря и который умер в 1511 г. Другую икону, Святого Василия, Иоанна Хрисостома и Григорий Богослова, можно датировать второй половиной 16-го века или началом 17-го века.
Во второй комнате экспонируются царские врата, датируемые концом 18-го века. Они находятся в относительно хорошем состоянии. На них изображены, вверху, Благовещение Пресвятой Девы и, внизу, Святой Василий и Иоанн Хрисостом и, справа, Святой Григорий Богослов и Святой Николай. Другие иконы, выставленные во второй комнате, это: икона Святого Иоанна Крестителя, сделанная в 1794 году, о чем говорит соответствующая надпись на ее обратной стороне, икона Святого Антония, датированная 1819 годом, икона Святого Григория 1845 года, иконы Святых Вихеанос, и 40 Святых Мучеников, Святого Гермогена и икона "Вход в Иерусалим", датированная 19-м веком. Крест с Распятым Христом и Липирон, на котором изображена Св. Дева, датируются 16-м веком. И Крест и липирон - из церкви Святого Кендеаса города Пафоса.
В этой же комнате экспонируются различные Евангелия и покрытые серебром обложки. На обложке первого Евангелия спереди находится посеребренная пластинка с рельефным украшением. В середине Распятие Христа и вокруг - сцены из Страстей. На задней стороне обложки изображено Восресение Христа и вокруг - явления Христа его ученикам после Воскресения. Под изображением Воскресения Христа надпись упоминает о дарителе, настоятеле Хрисантосе, докторе, и дате - 1848 г.
На кожаной обложке второго Евангелия находится посеребренный крест с изображением Воскресения Христа и края перекладин креста, сверху, "Приготовление", слева -Иоанн Евангелист, справа - Св. Дева и внизу - Святой Неофит на коленях в молитве. В углах на серебряных пластинках изображены четыре Евангелиста. На обратной стороне рельефно изображен Святой Неофит по пояс на серебряном медальоне.В этой комнате на витринах выставлены рукописи и печатные книги. Самая древняя рукопись, в которой нет начала и конца, содержит проповеди Святого Неофита о Евангелии и датируется концом 12-го века или началом 13-го века. Другая бумажная рукопись, также без начала и конца, может быть датирована 16-17 веком. Это книга апостол. Короткая книга молитв, содержащая Обедню, написанную Иоанном Хрисостомом и Святым Василием, а также церемония посвящения для Анагностиса, чина ниже диакона, диакона и священника, написанная монахом Иоанникием Киккотисом в 1698 году. Другие рукописи в основном музыкальные и датируются 18-м и 19-м веками. Древнейшая рукопись в экспозиции Музея - это часть папируса размером 15 х 13 см, датированная 6-м веком.Там же представлены книги с писаниями Святого Неофита, отредактированные в Венеции в 1779 году. На витрине на восточной стороне во второй комнате представлены вышитые золотом орари (манжеты) и "эпигонатия" (вышитые прямоугольные части одежды, прикрепляемые к поясу над туникой через шнурок и свисающие до колен). На первой паре орарей, 17-го и 18-го века, вышиты кресты. На одной из "эпигонатий" вышита сцена Тайной Вечери и на другой -Христос на троне без спинки. На третьей, более новой "эпигонатий", вышиты крест и украшения.
В третьей комнате выставлены иконы, небольшие предметы и епитрахиль. Самая значительная икона, несмотря на то, что она была отреставрирована, это Панагия Енглестриани, дар бывшего настоятеля Иоакима и работа художника 16-го века Феофилактоса. Бывший настоятель Иоаким изображен на коленях в молитве к Св. Деве. Другая икона - это "Сошествие с Креста (Эпитафия -Плач)". Здесь Христос изображен лежащим в плащанице. Ее можно датировать 17-м веком. Замечателен русский триптих. В центре триптиха изображена Коронация Св. Девы, тема, чуждая Православной традиции. На правом листе изображены Архангел Михаил и Иисус Невитянин, вверху, и Святой Иоанн Бронцский и Святой Николай, внизу. На левом листе изображены Архангел Гавриил и Пророк Даниил, вверху, и Святой Димитрий Епископ Ростовский, и Святой Георгий, внизу. Далее представлена также серебряная обкладка триптиха. Икона Святого Неофита датируется 1888 годом. Небольшие предметы на витрине слева включают в себя нагрудные кресты, браслеты, раки и пряжки, а также печать епископа Пафоса Епифания (1890-1899).
На витрине между третьей и четвертой комнатами представлены позолоченный Потир 1848 года и серебряный Дискос 1848 года, оба подаренные экономом Хрисантосом, врачом, серебряный канделябр 19-го века, бронзовое энохое 18-19-го веков, емкость для святой воды, и две емкости для розовой воды, одна из стекла, 19-го века, и другая, из серебра, 1911 года. Также представлены 3 рукоятки посоха настоятеля. На одной из них есть надпись и дата - 1864 год.
В четвертой комнате музея находится икона Святого Неофита 17-18го веков, четыре обломка царских врат 16-го века, прикрепленные на южной стене. На этих обломках изображены стоящие Прелаты, Большая икона Успения Св. Девы, дар монаха Неофита, который умер в 1511 году, небольшая икона Панагия ту Кикку 1815 года, а также посохи настоятеля 18-19-го веков и свечи 19-го и начала 20-го веков, деревянные с нарисованными украшениями или серебряной обкладкой.
Посетитель на выходе из этой комнаты входит в большую комнату на западе, где представлены гончарные изделия Геометрического и Архаического Периодов, и выходит через построенную в северной стороне музея лестницу.