Этнографический музей Кипра
В декабре 1950 г. в Никосии по инициативе и активном содействии Общества Кипрских Исследователей (ведущего свою деятельность с 1937 года), во главе которого стоял выдающийся кипрский художник Адамантиос Диамантис (род. в 1900 г.), открылся Музей Народного Искусства (сейчас он носит название Этнографический музей Кипра). Музей располагается на территории резиденции Архиепископа Кипра, в нескольких метрах от кафедрального собора Святого Иоанна, в бывшей резиденции архиепископа.
В 1961 году для кипрского архиепископа была построена новая резиденция, и благодаря стараниям и хлопотам Общества Кипрских Исследователей здание прежней Архиепископии было передано ему. С тех пор Музей Народного Искусства Кипра занимает весь первый этаж бывшей архиепископской резиденции, в залах которого и разместились его собрания и коллекции. Правда, залами эти помещения назвать довольно трудно, так как это небольшие кельи бывшего мужского монастыря XV века, который принадлежал Бенедиктинскому ордену.
Но история создания музея началась ещё раньше, в 1931 году, когда группа участников движения за возрождение народного искусства выдвинула идею создать коллекцию образцов искусства киприотов. Но политическая обстановка того времени (Кипр до 1960 года был колонией Великобритании) не позволила воплотить эту идею в жизнь. Киприоты всегда выступали против английского господства, и вслед за их выступлениями обычно следовали жестокие репрессии.
Однако через пять лет вопрос об организации музея стал вновь широко обсуждаться, и начало музею было положено. А начало это было трудным. Во-первых, энтузиасты не имели никакого опыта, так как на Кипре тогда практически не было специалистов музейного дела, тем более в области этнографии и фольклора. Кроме того, в английских кругах подобные стремления рассматривались как враждебные и опасные. Но членам Общества хватило энтузиазма, упорства и смелости, чтобы до конца довершить начатое дело. Уже в 1948 году им удалось получить небольшую комнатку на первом этаже резиденции кипрского архиепископа, в которой они и разместили первые 457 экспонатов. Это была национальная одежда, деревянная скульптура, украшения и некоторые другие вещи. Их собирали сами организаторы Музея, а также присылали в дар жители разных районов острова.
За первые десять лет существования Музея Народного Искусства английские власти три раза закрывали его под всевозможными предлогами. Подобные репрессии со стороны властей отпугивали многих посетителей, и о существовании Музея в Никосии, а тем более за ее пределами мало кто знал.
Большую часть помещений занимают коллекции музея, а в остальных расположились рабочие кабинеты Общества по изучению Кипра (под чьим патронажем и находится музей) и научно-исследовательского института, сотрудники которого ведут большую работу по изучению и популяризации кипрского народного творчества.
Посетители начинают знакомиться с экспонатами Музея, еще не заходя в его залы. На небольшой площадке перед Музеем, под навесом, выставлены огромный сосуд из красной глины и деревянный пресс для получения оливкового масла.
В 12 залах музея широко представлены образцы искусства и ремесел XVIII и XIX веков, а также традиционные изделия кипрских мастеров, выполненные в середине XX века. Коллекция включает различные деревянные поделки, расписную керамику, золотые и серебряные украшения, ткани и кружева, которыми с древних времен славился остров.
В первом зале Музея выставлена коллекция ткацких станков, в которой всего четыре экспоната, но каждый из них предназначался для конкретной цели. На одном станке ткали материал для шитья только мужской одежды, другой был приспособлен для производства ткани с узорами, третий использовался для изготовления тканей, из которых впоследствии шили сумки…
А в следующих залах экспонируются образцы самых различных тканей и изделия из них. Здесь представлены и лён, и хлопок, и шерсть, и шёлк. Посетителей и многочисленных туристов поражает прежде всего разнообразие льняных тканей, которые собраны со всех уголков острова. В этом разнообразии преобладают желтый, светло-зеленый, темно-синий, серый и красный цвета — традиционные для национальной одежды жителей Кипра.
Сама национальная одежда занимает в Музее особое место, ведь жители Кипра с древних времен уделяли ей весьма большое внимание. Сами киприоты говорят, что в их одежде, в первую очередь в ее цвете, читается их характер и темперамент.
Устроители Музея отдали две небольшие кельи для воссоздания интерьера дома киприотов прошлого века. Среди предметов домашнего обихода, которые придавали особый колорит жилищу, в каждом кипрском доме было два деревянных шкафа (они размещались в противоположных углах), навесные деревянные полки для посуды (декоративной и ежедневного пользования), сундуки для одежды. Все деревянные изделия украшены резьбой, а некоторые еще и окрашены в мягкие цвета. В музейном интерьере кипрского дома посетители впервые встречаются с медной посудой. А вообще все эти предметы домашнего обихода до сих пор можно видеть в домах бедных киприотов.
В коллекции деревянных изделий ручной работы можно увидеть кровати, шкафы, буфеты, ложки, солонки, ножи для разрезания бумаги. Многие из изделий украшены тончайшей резьбой в виде геометрических узоров, цветных, стилизованных фигур животных, птиц и людей. Особую прелесть в сочетании с резьбой создает окраска яркими цветами: красным, голубым и зеленым. Традиция подобных орнаментов восходит еще к византийской эпохе.
Необычно своеобразны и интересны представленные в Музее изделия из серебра и золота. Крупнейшим центром производства их была Никосия, где своим искусством особенно славились серебряных дел мастера. Золотые изделия имели меньший спрос, так как были доступны лишь очень богатым людям.
В Музее есть и произведения современные кипрских ремесленников, но исполненные обязательно в традиционной манере. В сувенирном магазине можно приобрести традиционные кипрские изделия.
Контактные данные:
- Часы работы: с понедельника по пятницу с 9.00 до 17.00, в субботу с 10.00 до 13.00.
- Адрес: Plateia Archiepiskopou Kiprianou (на территории Дворца архиепископа).
- Тел.: +357-22-432578; +357-22-432578