Церковь Богородицы Асину (Панагии Форвиотиссы) в Никитари
Церковь Богородицы Асину (Панагии Форвиотиссы) в Никитари под охраной ЮНЕСКО с 1985 года. Эта церковь — единственная сохранившаяся часть Форвийского монастыря, основанного в 1099 году Никифором Исхирием. Сведения о монастыре содержатся в надписях на храмовых фресках. Монастырь Богородицы Асину действовал еще в XV - XVI веках. В период турецкого владычества обитель беднела, уменьшалось число монахов, но подворье в Никитари продолжало существовать. В конце XVI -начале XVII веков монастырь пришел в упадок, монахи постепенно оставили его, сооружения превратились в развалины, а затем и вовсе исчезли, Церковь Асину осталась единственным напоминанием о Форвиотийском монастыре.
Уникальность храма — в сочетании сводчатого и кровельного перекрытия, что можно увидеть и в церкви Святого Николая около деревни Какопетрия. К тому же, храм привлекает богатством и разнообразием росписей, собрав на своих стенах, помимо канонических евангельских сюжетов, обширнейший свод образов христианских святых из самых разных уголков земли. Церковь Богородицы Асину относится к типу бесстолпных храмов, в интерьерах которых лопатки часто заменяются арочными нишами. Так и здесь, северная и южная стены имеют по три слепые арки, причем средняя шире и выше боковых. Три входа в храм расположены при¬мерно посредине северной, южной и западной стен. Бесстолпные храмы обычно имели немного окон, в церкви Асину есть по одному стрельчатому над западной дверью и в алтарной апсиде, а над северной и южной дверью полукруглые люнеты.
Фрески храма можно считать не только энциклопедией образов, но и энциклопедией стилей и влияний в кипрской религиозной живописи. Ранние росписи датированы 1105/6 годами, они изображают святых Константина и Елену, современные им образы можно найти на западной и восточных стенах, на участках южной и северной стен. Остальные фрески этого периода или покрыты поздними слоями или прописаны заново.
В алтаре помимо канонических евангельских сцен, дошедших до нас из XII века (Причащение Апостолов, Вознесение Христово, Благовещение, Причастие Марии Египетской, Рождество Христово и Введение во храм), сохранились изображения святых Николая, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита. Манера исполнения фресок XII века соответствует византийским традициям живописи эпохи Комнинов, именуемой в истории культуры «комниновским Возрождением». В это время усложнялась техника, усиливалась индивидуализация образов, по-видимому, связанная с изменением идеалов красоты. При этом, художественный язык комниновской живописи отличается необыкновенной емкостью, используются основные его элементы с четко выраженной характеристикой: симметрия построения, крупные масштабы фигур, широкие плечи и могучая шея, простота силуэтов, мощная округлая форма головы и лица, четкость линий и выделение конструкции фигур.
Важной частью храма является нартекс — пристройка, появившаяся, по-видимому, в конце XII века. На северной и южной сторонах полукруглые выступы-экседры, сам же нартекс перекрыт куполом без барабана. Самая ранняя фреска нартекса — Богородица Форвиотисса в тимпане арки над западным входом.
В начале XIV века во время реставрационных работ погибло много фресок раннего периода, однако, система росписи церкви приобрела более широкий хронологический характер.
Икона святого Иоанна Крестителя, которая находится в Византийском музее в Никосии, была перевезена из церкви Богородицы Асину.