Монастырь Святого Лампадистиса в Калопанаетис

В горном селении Калопанаетис возвышается старинный монастырь, носящий имя кипрского святого Иоанна Лампадистиса. Его церковь может служить настоящим пособием по истории христианства, ибо тут под крутой двускатной крышей соседствуют два храма и латинская часовня, гармонично сочетая элементы разных столетий, эпох и стилей, архитектурных и художественных.

Самая древняя церковь обители посвящена первому епископу Кипра святому Ираклидису. Основана она была в XI столетии. По архитектурному стилю — это крестово-купольный храм. Центральный и единственный купол церкви поддерживают четыре колонны, пристроенные к стенам. Здания подобного типа всегда меньше страдали от землетрясений, которые в этой горной местности случались нередко. Храм украшен старинными росписями, отдельные фрагменты которых, датированные XII столетием, присутствуют в декоре апсиды и в наше время. На небольшом кусочке вскрытой штукатурки сохранилась лишь пара коленопреклоненных монахов да причудливые полосы византийского орнамента. В XIII веке поверх первых росписей были сделаны новые, смешавшие воедино элементы различных стилей: византийского (комниновского), восточного и западного. В XV столетии декор храма вновь обновили, нанеся свежий слой штукатурки. Количество росписей увеличилось, но вот размеры  композиций  существенно уменьшились, в результате чего они утратили свою монументальность. Из фресок XIII столетия до наших дней дожили лишь немногие известные сюжеты Нового Завета такие, как Триумфальный въезд Христа в Иерусалим, Воскрешение Лазаря и Распятие. Серия фресок XV столетия относится к более позднему византийскому периоду. Она обширна и включает свыше 30 сюжетов Нового Завета. Сохранился в храме и древний иконостас, который скорее напоминает своего предшественника — темплон. Это невысокая перегородка, отделившая когда-то алтарь от зала с прихожанами. Датируется он XIII столетием.

Вторая церковь монастырского комплекса, построенная в XII столетии, названа именем кипрского святого Иоанна Лампадистиса, в ней до настоящего времени покоятся его чудотворные мощи. Над ними надписи пилигримов из разных стран, включая и комментарии русского монаха Барского.

Сверхъестественная сила святых реликвий продолжала привлекать огромное количество паломников, и появилась необходимость в расширении внутреннего пространства церкви. Тогда в северной стене храма Святого Ираклидиса вырубили арочный проход, соединив вместе обе церкви. Затем к ним добавили длинную крытую галерею, которая одновременно служила обеим церквям вестибюлем. Все своды и стены его украсили росписями, многие из которых время сберегло и поныне. Надписи, сохранившиеся  на южной стене нартекса, утверждают, что художник, работавший над фресками, приехал на остров из Константинополя. Однако образы, созданные им, не блещут придворным изяществом, а скорее отдают провинциальностью. Значительную площадь стен нартекса занимает композиция Страшного Суда.

По-видимому, церковь какое-то время выполняла и католические обряды и ритуалы. Исследователи полагают, что это было возможно лишь после принятия в 1439 году во Флоренции на совместном соборе православной и католической церквей решения об унии (объединении), которую подписал и русский митрополит. На этот компромисс византийский император и византийская церковь пошли временно в надежде получить от Запада поддержку в борьбе с турецкой экспансией. Такое решение устраивало и католических королей Кипра, находившихся тогда у власти, однако, среди православного населения острова поддержки оно не получило.

Сегодня уникальный монастырский комплекс Святого Лампадистиса охраняется ЮНЕСКО.

Бронирование авиабилетов