Церковь Преображения Христа в Палехори

На высоком холме недалеко от центра живописного горного селения Палехори, известного под этим названием с конца XIII столетия и принадлежавшего госпитальерам, сохранился редкий византийский памятник  – храм Преображения Господня. Точная дата основания этой церкви неизвестна: историки относят это событие к началу XVI века.

Архитектурный стиль старинного каменного здания с крутой двускатной черепичной крышей был характерен для горных церквей Троодоса. Маленькое прямоугольное строение, как обычно, заканчивается на востоке полукруглой апсидой со сферическим куполом. Интерьер единственного нефа украшают две арочные ниши, расположенные по разные стороны от алтаря. Поперечные деревянные балки поддерживают крышу и пестрят ажурной резьбой и богатым растительным орнаментом. Пристроенный в XVII столетии нартекс (вестибюль) в виде крытой галереи с западной и южной сторон здания помог сохранить до наших дней отдельные фрагменты росписей наружных стен, датируемых 1612 годом, о чем гласит надпись на внутренней дверной перемычке. Реставрировали церковь дважды: в 1655 и 1874 гг. Сегодня храм Преображения Христа окружает небольшой мощеный дворик, дизайн которого был создан при непосредственном участии фонда Левентиса. В 2001 г. под номером 351bis согласно I, II, Ш, IV и VI критериям эта древняя церковь была включена в список Наследия ЮНЕСКО.

Особая ценность храма - его многочисленные фрески, покрывающие все внутреннее пространство нефа и наиболее полно представляющие иконографический цикл библейских сюжетов эпохи Византии. К сожалению, время создания росписей и имя художника точно неизвестны. Однако стилистическое сходство с манерой Филиппа Гула, творившего в церквях Святого Креста в Агиасмати и Святого Мамаса в Луварасе в конце XV столетия, а также техника исполнения ликов святых, присущая художнику Симеону Аксентису расписавшему храмы Святого Созоменоса, Богородицы Подиту и Архангела Михаила в Галате в начале XVIвека, позволили кипрским ученым высказать предположение, что церковь в Палехори была украшена во второй декаде XVI столетия.

Храм в старинном селении был возведен в честь самого важного праздника Церкви - Преображения Христа, которое символизирует явление царства Божиего на земле. Храмовая икона Преображение Господне, выполненная в самом начале ХVIII века известным художником Матеусом Котломосиосом со священной Горы Афон, украшает сегодня старинный позолоченный иконостас, окрашенный в символические цвета: красный (цвет крови Христа) и голубой (цвет неба). Она занимает свое традиционное место рядом с иконой Спасителя справа от царских врат, где и положено быть иконе, которой посвящается храм.

В алтаре храма запечатлён образ Богоматери Оранты (Повелительницы архангелов). Изображена она в полный рост с воздетыми к небу руками в окружении архангелов Михаила и Гавриила. Ее лик выписан в необычной манере, которая ранее на Кипре не встречалась. Особый эффект достигался ореолом многочисленных расходящихся белых лучей, которые, в сочетании с рассеянным светом, создавали удивительный по красоте художественный образ. 

Традиционная сцена средней зоны апсиды — Причащение апостолов — одна из прекрасных композиций этой церкви. Здесь же по обе стороны арочного изгиба запечатлены известные образы двух святых братьев Космы и Дамиана. Чуть выше южной ниши справа от иконостаса запечатлен образ Марии Египетской, который довольно часто встречается в церквях Кипра. Далее на южной стене нефа воспроизводится ряд сюжетов из жизни Христа, включая Рождество, Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение и Вход в Иерусалим. На западной стене описанию жизни Христа отведены два верх них яруса. Тут можно увидеть Тайную Вечерю, Омовение ног, Страдания в саду и Предательство Иуды. Ниже - Отречение Петра, Осмеяние Христа и другие. Далее росписи переходят на северную стену нефа. Здесь и Путь мученика, и Оплакивание, и Воскресение, и Вознесение. Среднее пространство нефа заполнено образами святых и апостолов, которые, как того требуют каноны, выписаны в анфас и полный рост. Хорошо сохранившийся старинный иконостас 1704 года украшен позолотой и окрашен в символические цвета - красный и голубой. Царские врата, к сожалениию, не сохранились. Большинство икон принадлежит кисти известного художника Матеуса Котломосиоса с Горы Афон, их создание относят к первым годам XVIII столетия. Ему же приписывают создание иконы Преображение Христа и восстановленную копию самой древней иконы Богородицы с Младенцем.

Настенные росписи храма Преображения Господня в селении Палехори представляют собой редчайший образец монументальной религиозной живописи. Это серьезный и весомый вклад в уникальное собрание духовных ценностей Кипра, который не остался без внимания мировой общественности. Сегодня храм в Палехори по праву занимает достойное место в мировой сокровищнице редких и древних церквей планеты.

Бронирование авиабилетов