Монастырь Киккской Божией Матери
Киккский Монастырь является одним из наиболее известных монастырей Кипра. Свято-Киккский монастырь расположен в западной части гряды Троодос, на высоте 1200 метров над уровнем моря. Полное название обители – Царский Ставропигиальный Свято-Киккский монастырь. Монастырь Киккской Божьей Матери был основан приблизительно в конце XI в. византийским императором Алексием I Комниным (1081-1118), поэтому он назван Царским. Ставропигиальным монастырь назван потому, что краеугольным камнем постройки является крест («ставрос»).
Этот монастырь посвящен Панагии (Святой Марии) Елеусе. Святая Икона Матери Божией — подарок императора Алексия Комнина, и одна из трех икон, написанная Святым Лукой Евангелистом, помещена в монастыре. Основным источником об истории монастыря служит рассказ об основании Свято-Киккского Монастыря и история чудотворной иконы Божией Матери, написанные известным Ефремом Афинским в 1751 году. Ефрем имел доступ к более ранним документам и описаниям монастыря, датированным 1422 годом, до того, как они были уничтожены во время пожара, когда сгорела церковь и ее сооружения.
До настоящего времени не существует ни одного точного объяснения относительно названия места Киккос. Одна точка зрения придерживается мнения о том, что это название происходит от названия куста, росшего обособленно в этой местности, известного как коккос или кокконя. Согласно другой точки зрения, корни идут от слова куку или ему подобного, обозначающего голос или песню птицы, которая по пророческим повериям пела человеческим голосом:
«Кикку, Кикку, холм Киккос,
На месте возникнет монастырь,
Золотая леди войдет в него
И никогда снова не выйдет».
Понятно, что «золотая леди» — это икона Богоматери, а монастырь — Царский Ставропигиальный Свято-Киккский монастырь, в котором Святая икона находится уже более 900 лет.
По поводу истории возникновения монастыря существует следующее предание. В одной из пещер на горе Киккос жил добродетельный отшельник по имени Исайя. Однажды, византийский правитель острова Мануил Вутомитис, отдыхавший жарким летом в деревне Маратасас. пошёл в лес на охоту. Сбившись с дороги, он заблудился в лесу, где, плутая, встретил монаха Исайю. Вутомитис попросил его указать ему обратный путь. Однако, подвижник, избегающий мира, оставил просьбу без ответа. Тогда, разозлившись из-за пренебрежительного отношения к себе, Вутомитис не только обругал монаха, но и ударил его. Прошло немного времени и правитель острова, возвращаясь в Никосию, заболел неизлечимой болезнью. Вутомитис вспомнил как бесчеловечно он повёл себя с отшельником Исайей. Желая пойти и лично извиниться перед ним, Вутомитис попросил Бога исцелить его, что тут же и произошло. Однако Бог предстал и перед подвижником, поведав ему, что всё случившееся произошло по воле Божьей. После этого Бог убедил его потребовать от Вутомитиса привезти на Кипр икону Божьей Матери, которую написал апостол Лука и которая хранилась в императорском дворце в Константинополе. Вутомитис содрогнулся от страха, услышав желание Исайи, так как оно показалось ему неосуществимым. Тогда монах, чтобы добиться своей цели, объяснил ему, что речь идет о воле Божьей, после чего они договорились поехать в Константинополь вместе.
Время шло, а Вутомитису все никак не предоставлялся подходящий случай встретиться с. императором и попросить у него икону. Поэтому, снабдив монаха Исайю всем необходимым, а также заверив его, что он скоро увидит императора, Вутомитис отправил отшельники обратно на Кипр. По Божьему усмотрению дочь византийского императора заболела той же болезнью, что и Вутомитис. Мануил, воспользовавшись предоставленной возможностью предстать перед императором Алексием, пошёл к нему и рассказал свою собственную историю, убедив его таким образом в том, что исцеление дочери произойдет в тот момент, когда Алексий пошлёт на Кипр Святую икону Божьей Матери, Однако император, не желая расставаться с иконой Богоматери, пригласил ко двору лучшего иконописца и повелел ему написать копию Святой иконы, чтобы отправить её на Кипр вместо подлинника.
Вечером сама Богородица явилась во сне императору и объявила ему о том, что это Её воля послать Святую икону на Кипр, а копию он может оставить себе. На следующий день императорский корабль с иконой Богоматери на борту отправился на Кипр, где её встретил монах Исайя. Народная молва гласит, что когда икону переносили с. побережья в горы Троодоса, лес благоговейно склонял свои ветви, чествуя тем самым Святую икону. На деньги, которые выделил император Алексий I Комнин. был возведён храм, куда была помещена икона, и построен монастырь.
Со времени его основания, Киккский монастырь перенес много бедствий, и самыми разрушительными были пожары. Спасение иконы от этих пожаров было действительно самым большим чудом. В 1365 году монастырь был полностью разрушен. Об этом есть такой рассказ: «В день пожара в Монастыре собралось много больных людей с верой в чудеса, творимые Панагией и надеждой на свое выздоровление. В то время в Монастыре гостевал бедный человек, который полностью был парализован. Местный житель с окрестной деревни пошел в горы собирать дикий мед. Найдя мед, он разжег костер чтобы отогнать пчел. К несчастью, огонь разгорелся так сильно, что дошел до самого Монастыря. В этот момент парализованный мужчина как-будто пребывал в видении и услышал Теотокос, говорящую ему: «Подымайся быстро, забирай икону и уходи, спасайся!» Парализованный мужчина, не веря своим глазам, встал на окрепшие ноги. Увидев подбирающийся огонь, он схватил Святую Икону и спрятал ее высоко на сосне с южной стороны Монастыря. Горю монахов не было предела, поскольку они не могли найти икону. Вдруг их взор упал на то место, где не было огня, хотя вокруг бушевал пожар. Монахи устремились туда и оказались перед двойным чудом: спасением Иконы и выздоровлением парализованного человека. Монастырь был разрушен, но Святая икона была спасена. Монастырь был заново построен на деньги Элионоры, жены Питера Лусигнен. Она находилась в Марафасе и этот район был отдан ей как приданое.
В 1541 г., когда Святой монах Симеон был настоятелем монастыря, там произошел другой разрушительный пожар, однако у нас нет подробностей событий его возникновения.
В 1751 г. монастырь горел в третий раз. Подробности события отражены на дощечке в стене западного крыла монастыря. «Та красота Монастыря, которую Вы видите, была создана благодаря усердиям и стараниям опытных ремесленников. В 1751 году, по неизвестной причине, огонь уничтожил церковь и все прилегающие к ней строения. Монахи были спасены благодаря милости Матери Божией, которую они положили на два года в базилику и затем в Святой Монастырь на год. Позже Его Преподобие, настоятель монастыря, снова его выстроил, а смиренный Мелетиос украсил его.
В 1813 г. монастырь был разрушен пожаром в четвертый раз. Об этом событии рассказывает нам надпись, обнаруженная на наружной стороне входа в церковь: «В 1813 году, 8-го июля, в страшную ночь среды, разбушевавшийся огонь был намного сильнее, чем во времена предыдущих пожаров, так как после него не осталось ничего от того, что содержалось в стороне церкви, от божественного провидения и монахов. С помощью Панагии, Монастырь впоследствии был снова отстроен, таким красивым, как Вы видите его в настоящее время...»
Монастырь пережил не только эти бедствия. Во времена Оттоманского периода, икона неоднократно подвергалась опасности из-за налетов мародеров, и монахам часто приходилось заменять настоящую икону, пряча ее в пещере. И тогда Кутчюк Мехмет приказал ограбить Монастырь и привести к нему настоятеля монастыря Джосефа закованного в цепях. Впоследствии Джосефа обезглавили вместе с другими монахами в период кровавого июля 1821 г.
Церковь Киккского Монастыря первоначально была деревянной и поэтому пожару, возникшему в 1365 г. не составило особого труда её уничтожить. Следующая церковь, построенная в 1500 г. из дерева и камня, также была разрушена в 1541 г., и заново восстановлена с использованием только камня — это была новая однокомнатная церковь с боковым нефом. Церковь с тремя нефами, в форме, сохранившейся до сегодняшнего дня, была построена в 1745 г. Её повреждения, возникавшие со временем, в целом были исправлены. Церковь построена в стиле базилики с куполом, центральный неф которой посвящен Панагие, левый — Архангелам Михаилу и Гавриилу, а правый — всем Святым.