Город богини Афродиты. Пафос.
Невозможно быть мореплавателем и не побывать у берегов острова Кипр. На эту землю издревле устремлялись завоеватели, купцы, крестоносцы и те, кто нуждался в запасах провизии или спасался от шторма, т.к. остров находится на пути из Европы в Азию и Африку. Большинство путешественников, прибывающих на Кипр, были паломниками. Культ богини плодородия – основы всего живого зародился здесь в окрестностях города Пафоса ещё до нашей эры. Когда греки присоединили остров к своим владениям, то дали этой богине своё имя – Афродита, и сохранили культ поклонения. С горизонта можно было увидеть храм, выстроенный греками на холме Куклия в честь богини Афродиты. Поклонявшиеся богине паломники тянулись длинными вереницами через зал с колоннами. Их вели девушки в белых одеждах и с обнаженной грудью. Они предлагали себя молодым людям, т.к. являлись жрицами любви. Множество мужчин и женщин были служителями в этом храме. Родители приносили своих детей в дар богине. Состоятельные греки покупали жриц храма и вносили щедрые пожертвования. Ежегодно в Пафосе проводился праздник, посвященный соединению Афродиты с Адонисом. Устраивались спортивные состязания, лилась музыка и стихи древних поэтов. На Кипре уже триста лет было принято христианство, а культ Афродиты ещё сохранялся. Сегодня небольшая церквушка в городе носит имя Девы Афродиты.
Из пучины морской в окрестностях Пафоса вышла Афродита на берег Кипра. Петра ту Ромиу – это скала, рядом с которой богиня «родилась» из морской пены. Миф о зачатии Афродиты невероятен, как и все мифы. Детородный орган Урана был отрезан его сыном Кроносом и брошен в море. Море вскипело пеной и исторгло из пучины величавую красавицу Афродиту. Культ любви в те древние времена был неразрывно связан со смертью. Афродите было под силу воскрешать умерших. Покровительство богини гарантировали идолы плодородия и продолжения жизни. Из гранита и терракоты вытачивались эти идолы ещё задолго до рождества Христова. Небольшие фигурки изображали мать с ребенком на руках или фаллос. Маяк на берегу Пафоса помогал паломникам, которые прибывали на остров морем, не сбиться с пути. Адепты культа Афродиты не жалели денег для своей богини. Пафос процветал. На деньги паломников здесь был выстроен театр. Город Афродиты являлся культурным центром в Древней Греции. Монументальные строения были видны с моря и производили на путешественников ошеломляющее впечатление. Сегодня от тех зданий остались руины. Только мозаика, которой были выложены улицы города, ещё доступны современным туристам. Мозаичные картины, украшавшие стены храмов в Пафосе, были уникальны по своей красоте. Их великолепие и сегодня радует глаз путешественников своей первозданностью. И это спустя более двух тысяч лет. Полотно, изображающее четыре времени года, сохранило свои краски и четкость линий. Ещё одно огромное художественное произведение, выполненное из мозаики, повествует о возвращении бога Диониса из Индии. Он изображен с экзотическими животными и рабами. Шедевром мозаичного искусства является полотно в Пафосе, рассказывающее о состязании в музыке между богом Аполлоном и простым смертным Марсием. На другом полотне, выполненном из мелких цветных камешков, изображен Зевс в облике орла, похищающий Ганимеда.
На Пафосе сохранились до наших дней остатки античных пристаней. Греки были славными мореплавателями и рыбаками. Гавань города и сегодня усыпана маленькими рыбацкими лодками. С приходом христианства на остров Кипр культ богини Афродиты пришел в упадок. Паломники забыли дорогу на Пафос, многие рыбаки и ремесленники города разорились, и город Афродиты потерял свою значимость. Для Кипра началась эпоха бесконечных завоеваний. До сегодняшних дней остров сменил много иноземных хозяев.
С трехсотого года до нашей эры островом правили Птолемеи. Это была греческая династия, которая, на тот момент, уже правила Египтом. Их богиня любви носила имя Арсиноя. Эта династия принесла из Египта ритуал захоронения усопших. Их стали хоронить в просторных склепах, высеченных в скалах, за пределами городов. Склепа на Пафосе стали называть Царскими, но там никогда не находили своего последнего пристанища цари. Останки знатных горожан обрели здесь покой. Царские гробницы являются достопримечательностью Пафоса и острова Кипр. При строительстве усыпальниц было соблюдено египетское правило строительства гробниц. Дома для мертвых должны быть похожи на дома для живых. Фрески и причудливые орнаменты украшали стены склепов. В долгое путешествие в загробную жизнь усопшие были снабжены всем необходимым. Царские гробницы были действующими склепами до средних веков. Они часто подвергались разграблениям. Тут же находили укрытие от гонений первые христиане. Лабиринт гробниц надежно защищал последователей Христа. Одно из мест в лабиринте было освещено в честь Святой Соломонии. Из этой катакомбы растет дерево. И сегодня многие верующие христиане приходят помолиться и попросить защиты у Соломонии. Они привязывают платочки белого цвета к ветвям дерева и рассказывают святой деве о своих заветных желаниях.
Каменный столб на Пафосе славится тем, что у него апостол Павел получил тридцать девять ударов плетью в сорок пятом году за то, что проповедовал учение Христа. Когда-то в этом святом месте верующие воздвигли базилику. Она была разрушена сильнейшим землетрясением. На Кипре выстроены церкви с куполами в византийском стиле. Так здесь строят уже полторы тысячи лет. Церковь Панагия Ангелоктистос - самая красивая из них. Великолепная мозаика украшает стены этой церкви. Почитание Девы Марии для киприотов, возможно, является продолжением культа богини Афродиты. Киприоты чтят свою историю и не считают свое языческое прошлое чем-то постыдным.