Кипр под эгидой ЮНЕСКО: храм Святого Креста в Пелендри (XII в.)
В XII в. построена Церковь Честного Креста в селении Пелендри — трёхсводчатый, купольный храм с уникальными росписями. Постройка этого храма связана со следующей легендой.
В начале IV века Святая Елена, мать византийского императора Константина Великого, совершив паломничество в Святую Землю, возвращалась в Константинополь. Шторм заставил Елену искать убежище у берегов Кипра. Ночью Животворящий Крест Господень, который царица обрела в Иерусалиме и везла с собой, таинственным образом исчез и воспарил над высокой горой, озарив своим сиянием остров Кипр. Покоряясь Божественному Знамению, святая Елена воздвигла на Кипре несколько христианских монастырей и церквей во славу Креста. Из поколения в поколение передавалось сказание о парящем над островом Кресте, и на Кипре продолжали возводить все новые и новые храмы, посвящённые Честному Кресту. Один из таких храмов и был построен в Пелендри в XII веке.
В те времена деревня была феодальной собственностью Принца Антиохийского и Констебля Кипра Джона I и принадлежала ему, по меньшей мере, до того страшного момента, когда он пал жертвой предательского заговора. Позднее взошедший на престол король Джон II подарил Пелендри своей королеве Елене Палеолог. И эти обширные земли, вплоть до середины XV столетия, оставались во владении королевской семьи.
Однонефная купольная церковь, со стрельчатым сводом и боковыми нишами, была выполнена во франко-византийском стиле. Затем арка, вырубленная через центральную нишу, соединила пристроенный позднее северный придел с нефом, который, почти наверняка, был Латинской часовней. В последующие столетия храм неоднократно перестраивался и реконструировался. Последним дополнением стал южный придел, и все сооружение взяли под общую крышу. Сегодня церковь Святого Креста включает в себя три нефа, из которых только один - центральный - завершает выступающая за пределы храма апсида. Южный украшает частично уцелевшая внутренняя апсида, которая полностью утеряна у северного придела. Венчает храм барабан с шатровым куполом и крестом.
Расписан храм по канонами византийской церковной живописи. В центральном куполе как обычно изображение Христа Вседержителя (Пантократора) в окружении Небожителей, включая и символические образы евангелистов: ангела (Матфей), льва (Марк), тельца (Лука) и орла (Иоанн). Шестнадцать пророков Ветхого Завета, разнесших благую весть по всему миру, занимают свое традиционное место в простенках между окнами барабана.
В алтаре, где в верхней части апсиды раскрыт образ Девы Марии «Оранты» с обликом Иисуса Христа в медальоне. Традиционная сцена Причащения Апостолов (Евхаристия), занимавшая в древности место в средней части алтарной стены, в храме Святого Креста отсутствует. Под изображением Богородицы размещены творцы христианского богослужения, среди которых и кипрские святые — Спиридон, Епифаний и Трифонос.
Истинным украшением центрального нефа служит деревянный иконостас, с красивой золоченой резьбой и орнаментом, состоящим из простых геометрических фигур — квадратов и треугольников, с преобладанием золотых, красных, серых и черных цветов. И хотя храм посвящен Святому Кресту, изображения Иисуса Христа в нем не доминируют. Внутреннее пространство центрального нефа скорее занято детальным описанием жизни Богоматери. В 14 картинах умещается повествование о жизни Марии и закончивается традиционной сценой Успения Богородицы.
Новозаветный цикл сегодня представлен на южной стене и сводах нефа сценами Тайной Вечери, Распятия и Вознесения. В нижнем ряду центрального зала череда святых сменяет друг друга. Среди них образы апостолов Петра и Павла, святого Антония (основателя монашества) и святого Симеона Столпника.
Наличие герба в Северной часовне храма наводит на мысль, что была она часовней знатного вельможи, а возможно, и самого принца Джона, младшего брата короля Петроса I. Ведь символика, связанная с изображением льва, была характерной чертой династии Лузиньянов.
Украшает часовню небольшой резной с позолотой иконостас.
В церкви хранятся два больших деревянных креста. Серебряный оклад одного из них полностью покрывают сцены из жизни Иисуса. В центре — под изображением равноапостольных Константина и Елены с обретенным Истинным Крестом, небольшая полость, сберегающая маленький символический бронзовый крестик.
Настенные росписи храма выполнены в двух различных художественных стилях. Один из них отражает традиции так называемого Палеологовского ренессанса. В этой манере выписан купол, свод святилища, восточные паруса и северный придел. Росписи эти отличаются элегантностью и мягкой деликатностью цветов. Для остальных характерен поствизантийский стиль, детальный и несколько простоватый. Цвета насыщенные и интенсивные, фигуры угловатые и коренастые.
Пару столетий назад церковь Святого Креста в Пелендри оказалась заброшенной. Каждую зиму у ее каменных стен наметались огромные снежные сугробы. И лишь в начале двадцатого века усилиями жителей деревни она была восстановлена и предстала в своем очаровании восхищенному взору людей. Церковь находится под охраной ЮНЕСКО с 1985 года.