Кипр под эгидой ЮНЕСКО: храм Святого Креста (Агиасмати) в Платанистиса

Церковь Воздвижения Честного Креста (Агиасмати) находится в селе Платанистаса (область Никосии) — в восточной части Троодосских гор, чуть ниже деревни Лагудера. Эта церковь — единственное уцелевшее сооружение небольшого монастыря, который упомянут в надписи над южным входом в храм. 

По преданию, в этом тихом и уединенном местечке, где сосны-великаны врываются в голубизну небес, беженцы из Агиасмати, что недалеко от Константинополя, основали в память о земле отцов одноименный монастырь. Они же, по всей вероятности, и привезли с собой из Малой Азии манускрипт, содержавший красочные миниатюры, которые рассказывали о святой Елене, ее поисках и обретении Истинного Креста. Эта легенда, популярная на Западе во времена крестовых походов, не была столь распространена в византийском мире. Как складывалась судьба монастыря, мы не знаем. Но в начале XVIII века, когда монах Василий Барский путешествовал по Кипру, монастырская жизнь в Агиасмати уже угасала. И до наших дней история сохранила лишь уникальную в архитектурном и художественном плане старинную византийскую церковь, которая сегодня охраняется международной организацией ЮНЕСКО.

Построена Церковь Воздвижения Честного Креста была в ранний венецианский период, в самом конце XV столетия. Все ее стены, и внутренние, и внешние, украшали роскошные фрески. Чтобы уберечь их от капризов погоды, церковь с четырех сторон окружили портиком, более широким с западной стороны, где обычно раполагался нартекс (вестибюль), и возвели крутую деревянную крышу, крытую плоской черепицей, создав своеобразное строение, сохранившее под своей крышей прекрасный и уникальный, не только для Кипра, но и для всего мира, музей фресок. В центральный и единственный неф, который на востоке традиционно венчает полукруглая апсида, из крытой галереи ведут три входа.

Церковь была возведена на средства священника Петра Петария и его супруги Пепании и расписана на их средства Филиппом Гулом (сирийцем по происхождению, считавшемся в те годы одним из лучших художников) или в 1494 году, или в 1505. Он весь расписан иконописцем Филиппом Гулом, кроме внешней части западной стены, на которой изображено «Второе Пришествие». В первой половине XX в. эта фреска была переписана и её композиция изменена. Уникальность росписей храма состоит и в том, что в своей работе художник использовал три различных художественных стиля. Филипп Гул, хорошо знакомый с западной живописью, попытался примирить византийские и западные традиции с учетом местного колорита.

По тематике росписи можно разделить на два цикла: 30 сцен из Нового Завета расположены в верхнем ярусе нефа, а в его нижней части разместились изображения 30 святых. 

Слева от алтаря в северной нише выписан Святой Крест, которому и посвящена церковь. Все пространство ниши и каждый уголок арки занимают миниатюрные сцены. Они рассказывают историю обретения святой Еленой Животворящего Креста. По легенде, царица Елена, мать императора Константина, глубоко почитая Крест Господень и страстно желая найти его, в 326 году отправилась в Иерусалим. Собрав весь иудейский народ, она попыталась выяснить, где захоронен Крест, на котором был распят Иисус Христос. Но никто уже не помнил этого. Рассердившись, царица пообещала жестоко наказать молчавших. И тогда люди указали на Иуду, в семье которого бережно хранили легенду о Святом Кресте. Но иудей упорно отрицал достоверность сказанного. Тогда царица приказала бросить его в глубокую яму и оставить без пищи. На третий день Иуда решился поведать Елене о том, что во время молитвы на Голгофе к нему пришло озарение, и он почувствовал, где зарыт Истинный Крест. На этом месте святая Елена организовала по сути первые археологические раскопки христианской реликвии. Тогда нашли три креста и дощечку со словами: «Иисус Назарянин, Царь Иудеский». Находки торжественно передали царице. Чтобы узнать, какой же из них Истинный, кресты по очереди стали подносить к умершей женщине. И когда возложили Крест Христа, произошло чудо — женщина ожила. Иуда уверовал в Бога и принял христианство, позже он стал епископом Иерусалима под именем Сириакос. Позднее он нашёлгвозди, которые были вбиты в тело Христа, и принёс их в дар царице. Картина, на которой коленопреклоненная Елена благодарит епископа, закрывает цикл сцен, посвященных поискам Креста Господня. И если традиционно по обе стороны Креста изображаются Константин и Елена, что символизирует его чудесное обретение, то в церкви Агиасмати у основания Креста — воины-святые, облаченные в римские доспехи с крестами на груди. Эти своеобразные детали подчеркивают неординарное раскрытие темы Креста и отражают влияние западной культуры на творчество художника. Именно в этой композиции проявилось мастерство Филиппа Гула, сумевшего адаптировать реалистический стиль книжной миниатюры к византийской системе монументальной живописи.

Бронирование авиабилетов