Кипр под эгидой ЮНЕСКО: церковь Архангела Михаила в селе Педулас
Церковь Архангела Михаила была построена в селе Педулас — в изголовье долины Марафас, на полмили выше деревни Мутуллас. Особенностью церкви Архангела Михаила в Педуласе можно считать четко обозначенное авторство фресок, а также богатый диапазон изображаемых сцен — от Ветхого до Нового Завета.
Односводчатая, с деревянной кровлей и полукруглой апсидой, обращённой на восток, согласно посвящающей надписи над северным входом церковь Архангела Михаила была построена и украшена в 1474 г. на пожертвования священника Василиоса Чамадоса. Есть сведения, хранящиеся в библиотеке Греческой Патриархии в Иерусалиме, что храм Архангела уже в 1472 г. существовал на этом месте, возможно, несколько в другом виде. Изображения донаторов (жертвователей) Василиоса Чамадоса с женой и детьми, преподносящих храм архангелу Михаилу, можно увидеть выше южной двери.
От суровой горной погоды здание и фрески защищает двускатная крыша — особенность многих церквей Троодоса.
Деревянный иконостас церкви — один из самых интересных на Кипре, а в центре карниза - герб Лузиньянов, который указывает на то, что часовня была в пределах границ королевского феодального владения, но, кроме того, мы можем обнаружить здесь и двуглавого византийского орла императорской династии.
Изнутри вся церковь расписана фресками. Эта церковь — одна из немногих на Кипре, в которой сохранилось имя художника, украшавшего её. На западном треугольнике можно прочитать надпись, в которой упоминается автор фресок — Минас из Мирианфусы. Мастер Минас работал в византийском иконописном стиле. Живописец Минас известен по изображению Богоматери Одигитрии (Путеводительницы), хранящейся теперь в Византийском музее, основанном архиепископом Макариосом III. Минас также считается автором двух образов, находящихся в церкви Святого Креста в Педуласе - уменьшенной версии Одигитрии и архангела Михаила.
Особой ценностью отличаются созданные Минасом Образы Богоматери Влахернитиссы, окруженной архангелами Михаилом и Гавриилом в конхе апсиды; архангела Михаила на северной стене и святого Георгия на южной. Святой Георгий изображен традиционно скачущим, тонко прописанные складки развевающегося алого плаща привлекают внимание «фирменным» красным цветом Минаса. Фигура Архангела Михаила выдается вперед, занимая всю северную стену. Масштаб изображения монументален, что позволяет насладиться изящным письмом одеяний небесного воина, тщательно прописанными перьями его ангельских крыл и юношескими кудрями. Этот образ по праву можно считать одним из самых грандиозных когда-либо создававшихся кипрскими мастерами. Взор Михаила горд и суров одновременно, в нем читается решимость вечно исполнять Божию волю и сражаться со злыми силами.
Церковь полностью расписана на двух уровнях: одиннадцать сцен Праздничного цикла в верхней части, образы святых в нижней, Распятие и Вознесение на фронтонах. Почти вся божественная история проходит перед нами на храмовых стенах. На восточном окончании северной стены художник изобразил сцену Жертвоприношение Авраама, а с обеих сторон апсиды, под Вознесением Христа, находятся образы Ветхозаветных царей - Давида и Соломона.
История Нового Завета разворачивается в верхнем ярусе южной, западной и северной стен. Начинается она с Рождества Девы Марии и Введения Марии во храм, продолжается сценами Благовещения, Рождества Христова, Внесения Христа во храм и Крещения. На западной стене - Вход в Иерусалим и Предательство Иуды, а также Распятие (на фронтоне) и пророки Исайя и Иеремия.
Изысканной красотой пронизаны образы святой Варвары в левой части северной стены и святых Константина и Елены с другой стороны.