Кипр под эгидой ЮНЕСКО: церковь Богородицы Мутуллас
В утопающем в черешневых садах старинном селе Мутуллас, на одном из невысоких холмов, приютилась небольшая деревенская церковь Пресвятой Девы Марии, полное название которой — Церковь Богородицы Мутуллас. Это еще одна жемчужина в драгоценном ожерелье троодосских церквей, охраняемых международной организацией ЮНЕСКО.
Храм построили XIII веке. Его внешний облик аскетичен и прост: традиционно прямоугольное одноэтажное строение с непременной полукруглой апсидой на востоке — символом причастности к вечности. Именно церковь Богородицы Мутуллас представляет собой наглядный образец «крышного» храмостроительства на Кипре.
Внутреннее пространство церкви было когда-то расширено. Благодаря северной и западной галереям не только увеличилась площадь храма, но и появилась дополнительная защита росписей наружных стен от курьезов погоды. О дате окончания строительства церкви гласит надпись под изображением жертвователей, выделивших средства на ее возведение, Иоанна Мутулласа и его жены Ирины. В руках они держат модель маленького храма, принесенного в подарок Богородице. Единственный неф церкви, с глухими стенами и таинственным полумраком, тесный и небольшой по объему, вместил соответственно и уменьшенное количество фресок. Их стиль, с большими фигурами, лишенными пластичности, и отсутствием красочных деталей, довольно консервативен. Манера художественного исполнения безусловно отражает мистическое влияние крестоносцев.
Нижняя часть западной стены церкви почти полностью заполнена женскими образами великомучениц. Среди них святая Мавра, святая Анастасия и святая Варвара, в расшитой каменьями одежде и с царской короной на голове. Ее образ выписан в традиционном византийском стиле, характерном для XIII столетия. Здесь же и крайне редкое изображение святой Марины. Над образами святых великомучениц иллюстрация тем «Воскрешение Лазаря» и «Триумфальный въезд Иисуса в Иерусалим».
В центре западной стены фреска «Распятие». Интересные детали можно найти на фреске Святого Георгия. Все, на первый взгляд, выглядит традиционно: святой воин верхом на гнедом коне, с копьем, в кольчуге и развевающемся красном плаще. Но с кем он сражается? Человекоподобный дракон, с обнаженной женской фигурой, головой, увенчанной короной, и грубыми чертами лица. Его чешуйчатый хвост закручен в плотные кольца. Руки монстра с трудом удерживают копье, готовое вот-вот вонзиться в его шею. Такая необычная интерпретация знакомого образа дракона наталкивает на размышления о смысловом значении сюжета и наличии подтекста.
Образ Страшного Суда создан на внешней северной стене храма справа от входа. Росписи выполнены на тонком слое штукатурки, нанесенной на толстый слой глины, смешанной с соломой. Сложная тематическая композиция включает массу уникальных минисюжетов с редкими, интересными деталями. Здесь и Христос в тройной ауре, и апостолы, на нимбах которых инициалы их имен.
Имя художника — создателя древних настенных росписей в старинной церкви Богородицы в Мутулласе — историкам неизвестно. Определенно можно сказать лишь то, что рисовал он в местных традициях XI столетия, не игнорируя, однако, и современные веяния. В его работах чувствуются и восточные мотивы, и элементы так называемой росписи «крестоносцев», которая присутствует в европейской книжной миниатюре и в иконах монастыря Святой Екатерины на Синае. Наиболее четко это заметно в сценах, повествующих о жизни Христа: не правильные пропорции фигур, большие головы, широко открытые глаза, ограниченный спектр цветов, отсутствие полутонов, наивность экспрессии, доминирующий красный цвет. Тем не менее, все это привлекает, завораживает и создает одухотворенную эмоциональную сферу внутри этой маленькой уютной, деревенской церкви.