Культурный Центр при Фонде Архиепископа Макариоса III (Византийский музей и художественные галереи)

Культурный Центр при Фонде Архиепископа Макариоса III в Никосии, состоящий из Византийского Музея, Картинной галереи и Библиотеки был открыт в 1982 году. В Картинной Галерее на первом этаже представлены картины, старые карты, чертежи и другие экспонаты, обладающие огромной исторической ценностью; на втором этаже — произведения европейских художников, вдохновлённых греческой революцией 1821 г. Византийский Музей располагает коллекцией, состоящей из 150 переносных византийских икон, собранных в церквях и монастырях Кипра. Иконы были написаны в период с VIII по XVIII вв. Эта коллекция позволяет проследить за развитием кипрской иконописи и различием  стилей, которые приходили на смену друг другу. По масштабу представленной экспозиции, а также культурной и исторической ценности икон, Византийский Музей Никосии считается одним из лучших музеев мира.

Византийский Музей состоит из двух экспозиционных залов. В первом зале вы можете ознакомиться с фрагментами иконостасов и оформления алтарной части церквей, имеющей характерную арочную форму, повторенную в деревянной основе произведений. Эти произведения переданы из церквей Никосии, Пафоса, Педуласа, Аркапаса и других городов и деревень Кипра. 

Среди наиболее старых икон стоит отметить небольшую (около 25х18 см) икону «Богоматерь с Младенцем» (Панагия Врефократуса), датируемую VIII-IX вв. До наших дней дошел только лик Богоматери, выполненный в характерной плоскостной манере с темным контуром, подчеркивающим геометрические складки пурпурного гиматия (плаща) и большие глаза образа, тревожно всматривающиеся в пространство. Мозаичность кракелюра и значительные потемнения сохранившегося красочного слоя не скрывают от нас выразительности образа.

Многие из представленных образов имеют также обугленные фрагменты, особенно по углам. Это связано с тем, что ряд будущих экспонатов музея был вывезен с оккупированного севера Кипра и потому на них заметны следы варварского разрушения. 

В глубине зала справа сооружено алтарное место в «апсиде». Здесь, под трехпарусными сводами «апсиды», экспонируются великолепной работы резные с позолотой алтарь (XVII-XVIII вв.) и трон архиепископа (кон.XVIII - нач.XIX вв.). Фрески, украшающие эти своды, относятся к XIV веку и были перенесены (сдублированы) из церкви Святого Николая в Какопетрии (Храм Святого Николая под двойной крышей). Это сцены Вознесения Богородицы, Явления Христа Апостолам и Снисхождение Святого Духа. 

Интерьеры второго зала носят более современный характер, там предусмотрена комната для проведения образовательных программ Фонда. В этом зале вы найдете полукруглые витрины с экспонатами из собрания Реликвария Архиепископского Дворца — парадные облачения Архиепископа  Макариоса III, митры и потиры XVII-XIX вв., редкие издания Евангелий в роскошных окладах и серебряные кресты-навершия. Сразу при входе, слева, начинается ряд деревянных стендов, в столешницы которых вмонтированы плиты с фрагментами фресок (кон. XV в.) из церкви Христа Антифонитиса в Калогреа, имеющими особую историю. В 1974 г. при вторжении турок на север Кипра эти фрески были сколоты и переправлены турецкими торговцами антиквариатом в Европу. И только относительно недавно, в 1997 году, при помощи полиции Германии фрески были собраны и возвращены на Кипр.

В зале представлены 25 из 36 сцен собрания музея Византийского искусства: изображения Иисуса Христа, Богоматери с Предстоящими, византийских императоров и святых. Богатой полихромной цветовой гаммой привлекут ваше внимание ранние византийские мозаики V-VI вв., перенесенные с оккупированного севера (церковь Панагия тис Канарнас в Литранкоми) и бережно помещенные под стекло. Эти мозаики с изображениями Апостолов и Иисуса Христа (по раннему канону Иисус предстает в виде хрупкого безбородого юноши с золотистым нимбом вокруг головы) обладают на редкость «современным» и даже экспрессивным настроением. Характер этих мозаик близок другим произведениям поздней античности, также носящим ярко выраженную портретность, а именно к «Фаюмскому портрету» — так назывались в Египте эпохи Птолемидов погребальные портреты, накладываемые на лица усопших, туго спеленутых наподобие мумий. Это были деревянные таблички с восковым слоем, на который наносилась живопись, с почти фотографической точностью передавая черты. 

Музей и Галерея открыты с понедельника по пятницу с 9.00 до 16.30 (в эти дни Галерея закрывается на перерыв с 13.00 до 14.00), в субботу с 9.00 до 13.00. 

Культурный Центр располагается на территории Дворца Архиепископа (Plateia Archiepiskopou Kiprianou).

Бронирование авиабилетов