Пафос под охраной ЮНЕСКО: Святилище Афродиты
Главная достопримечательность Палеопафоса — святилище Афродиты (около 1200 г. до н.э): самое древнее из известных сегодня культовых сооружений бронзового века и самое популярное в античном мире. В 77 г. на Кипре, тогда уже бывшем Римской провинцией, произошло сильнейшее землетрясение, разрушившее Древний Пафос и храм Афродиты. Сейчас мы можем только догадываться о первоначальном виде и богатстве этого культового сооружения. В северном зале римского святилища сохранились отдельные кусочки мозаики, украшавшей пол помещения в античные времена. Римские власти сразу же начали восстановительные работы, в результате которых древний храм был воссоздан в первозданном виде, а рядом с ним был возведен новый храм, в традициях римской архитектуры того времени. Теперь храмовый комплекс занимал намного большую площадь, здания его были связаны между собой специальными переходами, а культовые богослужения, церемонии и жертвоприношения совершались теперь здесь с намного большим размахом и помпезностью.
Благодаря заботам римских императоров того времени храм Афродиты получил как бы вторую жизнь, еще более прославившись, так, что его изображения даже стали чеканить на римских монетах. Такое особое отношение к этому культовому месту было, прежде всего, связано с тем, что римские императоры рассматривали храм Афродиты как главное родовое святилище, поскольку вели свой род от легендарного Юла, чьим отцом был троянец Эней – сын богини Афродиты. О внешнем виде храма теперь судить можно по схематическому изображению, сохранившемуся на римской монете эпохи императора Веспасиана (9 — 79 гг. н.э.). Ученые полагают, что храм в Старом Пафосе скорее напоминал не греческий тип сакральных сооружений, а храмы, традиционные для Минойского Крита и Восточного Средиземноморья. На открытом пространстве, окруженном параболической стеной длиной 5, а высотой 2 метра, за многочисленными жертвенниками и другими обрядовыми религиозными монументами скрывалось небольшое здание святилища. Святилище было разделено на три части. В центральной на возвышении величественно доминировал в пространстве конический камень — символ Богини. Саму ее не изображали, наверное, опасаясь не угодить в своей художественной фантазии и тем вызвать ее гнев. Теперь этот могущественный знак хранится в музее, расположенном в старинном замке Лузиньянов.
Утверждают, что и деревня Куклия, что находится теперь на месте центральной части Старого Пафоса, "причастилась" к культу Афродиты, использовав камни из разрушенного древнего святилища в строительстве своих домов и улиц.
Сакральные для язычников предметы сохранялись столетиями, перейдя в быт христиан, продолжавших жить на этих землях. Так, в сахарном заводике, построенном в XV - XVI вв. на руинах замка эпохи Лузиньянов, сахар варили в бронзовых котлах, когда-то принадлежавших римскому храму.
В IV в. византийский император Феодосий I Великий (правил в 379—395 гг.), признав христианство как официальную религию, запретил языческие действа в честь богини. Сегодня на месте знаменитого святилища Афродиты только руины. Раскопки здесь проводились в 1973-1979, 1993-1995, 1997 гг.
Всемирное значение Пафосского святилища Афродиты, как религиозно-мистического центра Средиземноморья, стало угасать с наступлением эпохи христианства. А затем, знаменитый культ и вовсе перестал существовать. В храм уже не приходили с жертвоприношениями, и не совершали торжественных возлияний, и, постепенно разрушаясь, заброшенное святилище простояло еще почти тысячу лет.