Кипр под эгидой ЮНЕСКО: церковь Богородицы Аракиотиссы в Лагудере

Старинная византийская церковь Богородицы Аракиотиссы расположена чуть в стороне от основной дороги, ведущей из Никосии в Троодос, между горными деревнями Лагудера и Саранди. 

Исследователи полагают, что церковь появилась в конце XII в., предположительно незадолго до прибытия на остров крестоносцев. До наших дней сохранилась эта церковь и небольшое двухэтажное монастырское здание с кельями, выходящими на открытую веранду, которую поддерживают большие деревянные столбы.

В архитектурном плане церковь представляет собой сводчатое однонефное строение с высоким куполом, опирающимся на барабан с двенадцатью узкими окнами. В XIV в. к ней пристроили нартекс, который в XVII столетии вновь разрушили и заменили новым, гораздо больших размеров, что позволило сделать церковь более просторной и вместительной.

Чтобы уберечь храм от непогоды, была сооружена вторая крыша — крутая и покатая, крытая плоской черепицей и выходившая далеко за пределы стен. Ее выступающая часть позволила создать вокруг церкви крытый портик (коридор), защищенный со всех сторон деревянной решеткой. Купол храма накрыли отдельной маленькой крышей. Эти дополнительные детали, появившиеся несколько позднее, вероятно в XIV столетии, позволили сохранить росписи, которые полностью покрывали не только внутреннее пространство храма, но и его наружные стены. 

Настенные фрески в Лагудере, по оценкам специалистов, наиболее выразительный пример монументальной живописи конца XII в. В эти годы на Кипре работали многие блистательные художники, создавая свои шедевры, но росписи этой церкви просто уникальны. По мнению специалистов, подобных примеров не сохранилось даже в самом Константинополе. Цвета, пропорции, использование пространства, изящные фигуры, грациозные позы — всё выполнено мастерски, с дотошной заботой о мелких деталях, едва заметных для пытливого глаза. Чувство рисунка, формы и ритма, которое проявилось уже в росписях церкви Асину, были развиты здесь в истинное движение, выраженное в развевающихся одеждах и драматических жестах, которые контрастируют с тишиной и покоем. Многие исследователи, например, А. и Дж. Стилиану, Марина Соломиду-Иеронитиду сходятся на мысли, что творцом этих росписей был Теодор Апсевдис — греческий художник, овладевший в придворных мастерских Константинополя виртуозной техникой и мастерством настенной росписи. Его живопись украсила целый исторический период Византийской империи и в дальнейшем была воспринята и отточена итальянскими создателями фресок XIII - XIV столетий.

Церковь в списке Всемирного культурного Наследия ЮНЕСКО с 1985 года.

Бронирование авиабилетов